ЯМЗ-236/238

ЯМЗ-236/238

ЯМЗ-236/238

к объединению|2018-10-26|ЯМЗ-240
Карточка двигателя
| производитель = Ярославский моторный завод|ОАО «Автодизель»
| марка = ЯМЗ-236/238
| изображение = Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236.JPG
| тип = дизельный
| исполнение = V-образный
| цилиндров = 6/8
| объём = 11 144/14 858
| мощность лс = 150-300 / 235-420
| обороты мощности = 1700-2100
| крутящий момент = 667-1275 / 882-1765
| обороты крутящего момента = 1200-1500
| клапанов = 12/16
| ход поршня = 140
| диаметр цилиндра = 130
| степень сжатия = 17,5
| система питания = топливоподкачивающий насос низкого и топливный насос высокого давления, с непосредственным впрыском
| статья =
| выброс =
| экологические нормы = Евро 0 – 3
| охлаждение = жидкостное
| клапанной механизм = OHV
| материал блока цилиндров = чугун
| материал гбц = чугун
| ресурс = 800
| тактность = 4
| порядок работы цилиндров = 1-4-2-5-3-6 / 1-5-4-2-6-3-7-8
| максимальные обороты = 2100
| красная зона =
| рекомендованное топливо = дизельное топливо
| официальные страницы двигателей = http://www.ymzmotor.ru/catalog/ymz-v6/ ЯМЗ-236 ; http://www.ymzmotor.ru/catalog/ymz-v8/ ЯМЗ-238

: \’\’О двенадцатицилиндровом двигателе ЯМЗ-240 существует отдельная статья.\’\’
Файл:MAZ truck 2.JPG|thumb|МАЗ-5551 с шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236
Файл:Плавающий вездеход ЧЕТРА ф1.JPG|thumb|Плавающий вездеход Чебоксарский завод промышленных тракторов|ЧЕТРА с шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236
Файл:Плавающий вездеход ЧЕТРА дизель ЯМЗ-236.JPG|thumb|Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236
Файл:КрАЗ-6443.JPG|thumb|КрАЗ-6443 с восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ-238
Файл:MT-LB YaMZ 238 1.jpg|thumb|Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238 в моторном отделении тягача МТ-ЛБ
Файл:MT-LB YaMZ 2.jpg|thumb|Он же

\’\’\’ЯМЗ-236/238\’\’\’ — семейство дизельный двигатель|дизельных двигателей для Грузовик|большегрузных автомобилей и автобусов, выпускаемых Ярославский моторный завод|Ярославским моторным заводом. Пришли на смену двигателям ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.

== История создания ==
В конце 1950-х годов Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для автомобилей МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-256Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-258, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был весьма современным и имел высокие удельные показатели.

== Описание ==
Дизельные четырёхтактные двигатели, с турбонаддувом и без него, V-образные шестицилиндровые (ЯМЗ-236) и восьмицилиндровые (ЯМЗ-238). Назначение — оснащение большегрузных автомобилей («МАЗ», «Урал» и т. д.), тракторов (К-700), бронетранспортёров, строительной техники и т. д. В это семейство также входит 12-цилиндровый ЯМЗ-240. Базовые версии двигателей турбонаддува не имели.

== Устройство ==

Система питания — механический ТНВД, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Расположен в развале блока цилиндров. Впускные трубопроводы расположены в развале блока цилиндров. Клапанный механизм OHV, клапаны расположены (по 2 на цилиндр) в головке и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительный вал|распределительного вала, находящегося над коленчатым валом и приводимого в движение через две шестерни, расположенные на переднем конце двигателя и закрытые крышкой. Штанги имеют роликовые толкатели. У коленчатого вала шатунные шейки расположены под углом 90° (ЯМЗ-238), 120° (ЯМЗ-236), что обеспечивает равномерные вспышки каждые 90° у ЯМЗ-238, но неравномерные (через 90° и 150°) у ЯМЗ-236. Шатуны смещённые. Охлаждение двигателя жидкостное. Гильзы цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна. Все впускные и выпускные клапаны снабжены двумя пружинами. Специальным замком тарелка пружины соединяется с клапаном, обеспечивая его вращение при работе двигателя

Распределительный вал стальной, штампованный, движение от кулачков, индивидуальных для каждого клапана, передаётся штангами с роликовыми толкателями. Коленчатый вал изготавливается горячей штамповкой из стали. 1-й и 4-й кривошипы расположены под углом 180° в плоскости, перпендикулярной к плоскости 2-го и 3-го кривошипов, смещённых относительно друг друга тоже на 180°.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) 6-и/8-и плунжерный, размещён между рядами цилиндров. Привод — центробежной муфтой с авторегулированием опережения впрыска топлива. Все плунжеры расположены в ряд.

Поршни отливаются из высококремнистого алюминиевого сплава, каждый имеет 3 компрессионных кольца и 1 маслосъёмное.
: Тип: дизельный;
: Ход поршня: 140 мм;
: Клапанный механизм: OHV (нижневальный, верхнеклапанный);
: Расположение цилиндров: V-образное, под углом 90 градусов;
: Охлаждение: жидкостное;
: Материал блока цилиндров: чугун;
: Система питания: механический рядный ТНВД;
: Число тактов: 4.

== Модификации ==

=== ЯМЗ-236 ===
* Число цилиндров: 6;
* Число клапанов: 12;
* Рабочий объём: 11 150 см<sup>3</sup>.
* 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236Г\’\’\’
* 165 л.с. (121 кВт) при 1800 об/мин, 736 Н•м (75 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236НБ\’\’\’
* 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236ДК\’\’\’
* 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1500 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236\’\’\’ (базовый)
* 185 л.с. (136 кВт) при 1900 об/мин, 833 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236НК\’\’\’
* 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236НД\’\’\’
* 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236НЕ\’\’\’
* 230 л.с. (169 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-6563\’\’\’
* 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236Н\’\’\’
* 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236НЕ2\’\’\’
* 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236БК\’\’\’
* 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-6562\’\’\’
* 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236Б\’\’\’
* 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236БЕ2\’\’\’
* 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-7601\’\’\’
* 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-236M2\’\’\’

Показатели базового двигателя — 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1500 об/мин

=== ЯМЗ-238 ===
* Количество цилиндров: 8;
* Количество клапанов: 16;
* Рабочий объём: 14 866 см<sup>3</sup>
* 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД3\’\’\’
* 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД6\’\’\’
*240 л.с (176 кВт) при 2100 об/мин, 883 Н*м (90 кгс*м) при 1350 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238М2\’\’\’
* 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 889 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238\’\’\’ (базовый)
* 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД4\’\’\’
* 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД7\’\’\’
* 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н•м (105 кгс•м) при 1500 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ПМ\’\’\’
* 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1400 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ДК\’\’\’
* 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД5\’\’\’
* 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238НД8\’\’\’
* 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н•м (114 кгс•м) при 1500 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ФМ\’\’\’
* 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1400 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ДК\’\’\’
* 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238Д\’\’\’
* 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ДЕ\’\’\’
* 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-238ДЕ2\’\’\’
* 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-6582\’\’\’
* 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н•м (160 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-7512\’\’\’
* 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н•м (175 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-7511\’\’\’
* 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-6581\’\’\’
* 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — \’\’\’ЯМЗ-7513\’\’\’

Показатели базового двигателя: 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 889 Н•м (90 кгс•м) при 1500 об/мин

== Настоящее время ==
Данные дизели имеют широкое распространение благодаря продолжавшемуся долгое время выпуску автомобилей с этими моторами (МАЗ-500, их модификации и пр.). Несмотря на посредственные удельные показатели и устаревшую конструкцию в целом (главным образом механическая топливная система, не позволяющая выполнять нормы выше Евро-3 и т. д.), двигатели пользуются спросом и в 2010-х годах благодаря удовлетворительной надёжности, высокой ремонтопригодности, распространению запчастей и низкой цене в сравнении с заграничными аналогами. По этим же причинам (особенно по последней) двигатели ЯМЗ-236/238 устанавливают и на новые модели техники. Некоторую конкуренцию ему мог бы составить двигатель КамАЗ-740|КАМАЗ-740 схожей мощности, конструкции и цены, но он имеет меньшую надёжность и другие недостатки, а пожар на заводе КАМАЗа 1993 года приостановил выпуск этих двигателей и производители техники, которая оснащалась ими, начали устанавливать ЯМЗ-236/238. По состоянию на 2014 год двигатели были модернизированы для выполнения норм Евро-2, −3, обязательных для новых автомобилей, выпускаемых в России, повышена мощность, у ЯМЗ-236 до 300 л.с., у ЯМЗ-238 — 400 л.с.

По состоянию на 2014 год на Ярославский моторный завод|Ярославском моторном заводе (Автодизель) выпускаются его преемники дизели ЯМЗ-656/658. При этом семейство 236/238 не снято с производства и двигатели продолжают поставляться как запасные части для ранее выпущенных машин, но их применение в новых разработках завод с 2013 года не согласовывает.

== Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 ==
* МАЗ-500 (1965—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-503 (1965—1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-504 (1965—1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-504|МАЗ-504В (1970-1982). ЯМЗ-238 (240 л.с.).
* МАЗ-509 (1966—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-516 (1973—1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-5335 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.).
* МАЗ-5549 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-5429 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.).
* МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (240 л.с.).
* МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.).
* Урал-4320 (с 1993). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.).
* КрАЗ-255 (1967—1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.).
* КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.).
* КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.).
* Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.).
* КамАЗ-5320 (1993). ЯМЗ-238 (240 л.с.)
* ЛиАЗ-5256.30 (2001—2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).
* МАЗ-104.Х25 (2004—2005). ЯМЗ-236НЕ2-22 (230 л.с.).
*БМП-23 (1985—1989). ЯМЗ-238 (315 л.с.).

== См. также ==
* КрАЗ-6443
* Урал-5323
* ЛиАЗ-5256
* КрАЗ-6322
* ЛАЗ-699
* АСГ-30

== Примечания ==
примечания

== Литература ==
\’\’Алексеев, В. П., Иващенко, Н. А., Ивин, В. И. \’\’Автомобильные комбинированные четырёхтактные двигатели // Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. / Орлин А. С., Круглов М. Г. — 3-е изд. — Москва : «Машиностроение», 1980. — с. 219—223.

== Ссылки ==
* http://www.zr.ru/archive/zr/1960/05/sovietskiie-avtomobil-nyie-dizieli?return=9f65d850959ce05ebf16ae16b3b607d2a37bea8c::77#12/ Описание двигателей ЯМЗ-236/238 в «За рулём» за май 1960 zr.ru
* https://web.archive.org/web/20130416015914/http://www.gazgroup.ru/buyers/pgs/diesel/v/v6/ Двигатели ЯМЗ V-образные 6-цилиндровые. Архив официального сайта «Группы ГАЗ»
* https://web.archive.org/web/20130416015914/http://www.gazgroup.ru/buyers/pgs/diesel/v/v8/ Двигатели ЯМЗ V-образные 8-цилиндровые. Архив официального сайта «Группы ГАЗ»
нет ссылок|дата=2012-07-03
Моторы ЯМЗ

Категория:Дизельные двигатели
Категория:Двигатели ЯМЗ

читать

Перейти

О профессиональной гигиене полости рта

Врач стоматолог-терапевт клиники Эденталь рассказывает, как проходит процедура профессиональной чистки полости рта и из каких этапов состоит.

By admin

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No widgets found. Go to Widget page and add the widget in Offcanvas Sidebar Widget Area.